Личностный Рост Ребенка

Личностный рост как процесс, как один из механизмов роста и развития личности - это позитивные изменения в личности, происходящее вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой.

Яблоню в саду для лучшего роста можно подкармливать, но бесполезно развивать: рост яблони идет как разворачивания того, чтобы заложено в ней природой. Из семечка клена может вырасти только клен, дуб не вырастет.

Думается, что при строгом определении понятие "личностный рост" имеет три основных критерия.

Первый и основной критерий - увеличение личностного потенциала произошло вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой.

У человека многое может что расти и увеличиваться, чему он будет радоваться. У него может улучшаться память, укрепляться внимание, увеличиваться мышечная масса, становиться быстрее сила удара - но понятно, что эти позитивные улучшения к личностному росту не относятся. А если молодой человек научился играть на гитаре и на Форексе, является ли это для него личностным ростом?

Именно то, что личностный рост происходит изнутри, сам, является один из главных отличий его от личностного развития, которое производится кем-то и, как правило, извне↑. Важно отметить, что представление о естественном и доброкачественном разворачивании некоторого личностного ядра разделяется далеко не всеми психологами, оно возможно только в тех подходах, где есть представление о личностном ядре и позитивной природе человека – в первую очередь, в подходе гуманистическом. Бихевиоризм или классический психоанализ подобного видения природы человека не разделяют и о понятием «личностный рост» не пользуются.

В синтон-подходе, развивающей культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, есть представление о второй природе человеке, сплаве его биологического начала и культурного развития. Ребенок растет не один, а в экосистеме. Развитие ребенка задается не только изнутри, оно может запускаться и извне, в случае естественного занесения "семечек" из общекультурного окружения или осознанной работы "садовника": родителей и педагогов.

Второй критерий - увеличение личностного потенциала происходило на фоне изначального состояния душевного здоровья. О росте говорят, только имея в виду нечто здоровое. Если увеличивается масса тела у дистрофика, говорят не о росте, а о том, что больной пошел на поправку. В связи с этим едва ли правомерно говорить о личностном росте, происходящем в процессе подлинной психотерапии, где происходило то или иное лечение болезненных состояний.

Copyright © . All Rights Reserved