Понятие Личностный Рост в Психологии

triangl Я обнаружил, что ... понятие самоактуализации
оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха.
Чаще всего употребление этого понятия больше
говорило мне о человеке, который им пользуется,
чем о самой реальности, стоящей за этим понятием.

В отечественной психологии и педагогике сегодня стали очень распространенными, даже модными слова "самореализация личности", "самоактуализация", "личностный рост" и т. п. Однако, на наш взгляд, полноценного содержательного наполнения эти "новые формулы" пока у нас не получили и либо используются в метафорическом смысле, очень неопределенно, скорее как лозунги, либо служат лишь новым красивым ярлыком, который с легкостью перешивают на старые "одежки" (вместо, например, устаревших "всестороннее развитие личности", "формирование нового человека" и т. п.). В последнем случае с неизбежностью получаются своеобразные "кентавры", так как попытки механического переноса идей зарубежных авторов на нашу психолого-педагогическую теоретическую "почву" заведомо обречены как мини­мум на несоответствие (а чаще именно "почва" решает дело, и ростки нового просто не приживаются). Поэтому важно понять, что идеи само­реализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе, а являются следствием более глубоких установок, задающих вполне определенныйподход к человеку и его развитию.
В свое время Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармо­нии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления" (цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна - ценностная составляющая. Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом кон­цептуальных построений.
Если приложить критерий веры-неверия в человека. В свое время Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество (подчеркнуто нами - С. Б., М. к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы - неравные): "доверяющих" человеческой природе (т. е. гуманистически ориентированных) и "недоверяющих". Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение:

Copyright © . All Rights Reserved